Posted in Карта Шри-Ланки - Истории туристов
Кругосветка «Мир без виз» продолжается. Несколько дней мы провели в горной части острова Цейлон — в маленьких поселках, в горах и лесах, на озерах и чайных плантациях. Пора возвращаться назад к цивилизации, в суету больших городов.
Поезд на Шри-Ланке
Переиначив слова классика, можно сказать, что на Шри-Ланке поезд — это конечно не роскошь, но и не банальное «средство передвижения». Здесь поезд — и аттракцион, и своеобразная «машина времени». Путешествуя на поезде по острову, как будто попадаешь на пятьдесят лет назад, в страну, находящуюся под британским правлением. Все станции, подъездные пути, платформы, кассы, поезда, вагоны — вообще все, что имеет отношение к железной дороге, строили англичане в первой половине прошлого века. Делали для себя — вот и получилось так крепко и надежно, что работает до сих пор. Конечно, уже не как часы, а со крипом и скрежетом, но работает.
На острове вообще спешки никакой нет. А с поездами спешить и подавно не стоит — себе дороже выйдет. Все оборудование такое старое, что новые скорости не осилит — на ходу развалится. И так возле дорог регулярно встречаются лежащие вверх колесами заросшие травой вагоны. Просто неслись с большой скоростью и не вписались в поворот.
Обычная скорость на ланкийской железной дороге — 20 км в час. Изредка встречаются скоростные участки, где поезда разгоняются до невиданных скоростей, вплоть до 30 км в ас. Но значительно чаще можно видеть знаки, ограничивающие скорость 15 или 10 километрами в час. А куда спешить? К тому же на такой скорости можно открыть дверь вагона и сесть на полу, свесив ноги.
Канди — столица Кандийского царства
В VI веке до н.э. на Шри-Ланку пришли арийские племена из долины Ганга. Они стали прародителями сингалов и правили островом в течение свыше 2000 лет. Вначале сингалы были индуистами, но в III в. до н.э. на остров стал проникать тхеравада-буддизм.
В IV в. из Индии привезли бесценную реликвию - Зуб Будды , который вскоре стал одним из главных символов царской династии. Он хранился в храме, расположенном по соседству с царским дворцом. Когда столицу переносили с места на место, переезжал и «Зуб».
С IV по VIII века столицей сингалезского царства была Анарадхапура, затем вплоть до XIII в. - Полоннарува. После ее разрушения, сингалы стали перемещаться на юг. В XIII веке в качестве временной столицы была выбрана деревня Гампола возле современного Канди. Затем ее перенесли в Котте, возле современного Коломбо. Однако не все поспешили туда переезжать – очень уж им понравился прохладный горный климат. Часть сановников и членов царской семьи основали город Сенкадагала. Он находился в районе, известном как Канда Уда Пасрата (отсюда и произошло нынешнее название города). В 1592 г., когда прибрежные районы стали подвергаться нападениям со стороны европейских колонизаторов, сингалы перенесли сюда свою столицу, построили царский дворец и Храм Зуба.
Кандийские цари не стремились к контактам с захватившими побережье европейцами. Отсутствие мостов и дорог не давало колонизаторам возможности освоить внутреннюю часть острова. В 1594, 1611, 1629, 1638 годах город, известный тогда как Маха Нувара (Великий город) успешно противостоял нападениям португальцев, в 1765 г. - голландцев. Каждый раз жители применяли тактику Кутузова после Бородинского сражения. Они сжигали свои дома и скрывались в лесах. А после ухода оставшихся ни с чем захватчиков возвращались назад и заново обустраивались.
В 1803 г. точно так же удалось пережить и нападение англичан. Но в 1815 г. британцы вернулись всерьез и надолго. Царь Канди Шри Викрама (1798-1815) был вынужден отречься от трона и дать присягу на верность королеве Англии. В 1820-х годах для установления полного контроля над периодически бунтовавшими горцами, англичане провели в Канди дорогу. Это окончательно положило конец независимости Канди. Но и после этого город остался религиозным и культурным центром страны, главным местом паломничества всех буддистов.
Канди для туристов и паломников
Центр города расположен на берегах озера Канди. Искусственное озеро было создано в 1807 году по приказу последнего царя Канди - Шри Викрама Раджасингха на месте затопленных рисовых полей. Царь назвал озеро Кири Мухуда (Молочное море) и приказал построить на острове в центре озера царский гарем. Позднее англичане хранили там боеприпасы, а сейчас – гнездятся птицы. На южном берегу расположена купальня для монахов из монастыря Малватта.
С озером связано много легенд. Например, рассказывают, что последний сингальский царь, узнав о переходе своего главного министра на сторону англичан, приказал привести к себе во дворец членов его семьи. На глазах у матери дети были обезглавлены. Обезумевшая от горя женщина вырвалась из рук страж и бросилась в озеро. И сейчас иногда из глубин доносятся ее рыдания и горестные крики.
Главная достопримечательность Канди и всей страны - Храм Зуба Будды (Шри Далада-Малигава) стоит на северном берегу озера. В этом храме всегда много молящихся и туристов. В храме Далада Малигава хранится самая ценная ланкийская реликвия - Зуб Будды.
По легенде, в 543 г. до н.э. один из учеников Будда выкрал зуб с погребального костра. На Шри-Ланку женщина-браминка привезла зуб в 371 г. в период царствования Сири-Мегхавана. Вначале он хранился в Анурадхапуре, затем его перемещали с места на место. В 1283 г. индийцы выкрали ценную реликвию и увезли в Индию, но царь Паракрамабаху III привез ее назад. В конце XVI веке португальские иезуиты выкрали зуб, увезли его в Гоа и там торжественно сожгли. Но ланкийские монахи по сей день утверждают, что это был не настоящий зуб Будды, а его копия . Настоящий зуб им, якобы, тогда удалось спрятать. Так ли это на самом деле, и принадлежал ли Будде даже сам привезенный на остров из Индии зуб, проверить, конечно, невозможно. Остается только верить - или не верить.
Храм Зуба Будды строился по приказу Кандийских царей с 1687 по 1707 годы и затем неоднократно перестраивался и реконструировался. При последнем кандийском царе Шри Викрама вырыли защитный ров и построили здание библиотеки. А золотую крышу над залом, в котором хранится ценная реликвия, подарил президент Премадаса в 1987 г.
Храм сильно пострадал в 1998 году, когда у входа «тигры освобождения» взорвали припаркованный у входа заминированный грузовик. С тех пор здесь постоянно действуют повышенные меры безопасности — как в каком-нибудь европейском аэропорту. По пути к входу посетители проходят через заградительные барьеры, препятствующие автотранспорту приблизиться к храму, два раза проверяются металлодетекторами для выявления вероятных террористов-самоубийц.
Входить в храм принято в одежде, закрывающей плечи и ноги. В шортах не пускают, но у входа продают куски материи (от 200 рупий), из которых можно сделать юбку-саронг. Ланкийцы снимают обувь перед входом на территорию храмового комплекса, но туристы это делают только перед входом непосредственно в храм (там создана специальную «интуристовская» камера хранения).
В восьмиугольной башне Питтириппува (XVIII-XIX вв.) хранится коллекция ценных буддистских манускриптов, написанных на пальмовых листьях, - ола (ola). С площадки на втором этаже выступал перед народом последний кандийский царь, а сейчас его примеру следуют все новоизбранные президенты Шри-Ланки. Именно эту башню взорвали террористы. Но сейчас, конечно, уже все уже восстановлено.
Вход в храм ведет через Маха Вахалкада (Великие ворота), украшенные изображением индуистской богини Лакшми. Сразу за билетной кассой через украшенный росписью коридор попадаем во внутренний двор – двор Барабанщиков (Хевиси Мандапая). В нем находится двухэтажное здание, украшенное изображениями слонов, львов, гусей, солнца и луны (символы кандийской династии). В нем на втором этаже хранится «Зуб Будды». Ступени слева и справа ведут наверх в Пирит Мандапа. Там вдоль стены выстраивается длинная очередь желающих возложить к бесценной реликвии купленные у входа цветки лотоса. Попасть непосредственно в комнату хранения реликвии нельзя. Можно лишь мельком заглянуть в нее через открытую дверь (фотографировать строго запрещено). Внутренняя часть реликвария двумя золотыми арками разделена на три части. В самой дальней из них, в Ведахитина Малигава (Великий алтарь), стоит золотой ларец в форме ступы. Говорят, в нем, как в русской матрешке, спрятано еще шесть ларцев. В самом маленьком из них и хранится бесценная реликвия. Для надежной сохранности реликвии недавно была разработана система защиты, удивительно напоминающая ситему, применяемую для запуска балистических ракет с ядерными боеголовками. Внутренние ларцы имеют по три замка, ключи от которых хранятся у настоятеля храма Зуба, а также у настоятелей монастырей Малватта и Асигирия. Только собравшись все вместе, они смогут открыть все ларцы и извлечь реликвию на божий свет.
Реликвия настолько ценная, что даже просто подойти к ларцам разрешают лишь немногим избранным – королям, политикам, общественным деятелям, кинозвездам, космонавтам, супермоделям, попзвездам и другим духовным лидерам современности. Судя по словам этих «счастливчиков», видевших реликвию своими глазами, она представляет из себя пожелтевшую кость, размером с палец человека (по-мнению атеистов, вероятно это зуб слона).
Каждый год в конце месяца эсала (июль-август), в последние десять ночей перед полнолунием, Зуб, не вынимая из карандувы, выносят из храма. Во главе торжественной процессии с участием танцоров, музыкантов и слонов его проносят по улицам Канди и возвращают назад в храм – до следующей церемонии.
Среди окружающих Храм Зуба старинных зданий выделяется Царский дворец - массивное здание из белого песчаника за зубчатой оградой. В нем были покои царя, его наложниц и принцесс, зал для аудиенций и арсенал. Сейчас часть из этих зданий занимает Национальный музей. В зале для аудиенций (1784) состоялось историческое совещание вождей кандийских племен, на котором было принято решение о присоединении к Британской империи. Сейчас там выставлены царские регалии. Среди предметов, сохранившиеся от сингалезского царства, есть и копия договора, подписанного в 1815 г. между Кандийским царем и английской колониальной администрацией и копии золотых шлемов сингальских королей. В экспозиции также собраны манускрипты на пальмовых листьях, украшения, старая посуда, мебель и оригинальные водяные часы (сингалы делили сутки на 60 часов, каждый из которых состоял из 24 минут).
Белый Будда
При том, что Канди — самый туристический город Шри-Ланки туристических достопримечательностей здесь мало. Стоит отойти в сторону от храма Зуба, как сразу попадаешь на ничем не примечательные улочки, застроенные магазинчиками и дешевыми закусочными. Обращает на себя внимание только возвышающаяся над одним из холмов гигантская белая статуя сидящего Будды. Дойти до нее можно и пешком — если не начнешь по-ошибке пониматься на соседний холм. Сама по себе статуя ничем не примечательна (даже непонятно за что берут 100 рупий), да и вид с вершины холма не потрясает. Пора ехать дальше.
В Канди наше путешествие по Шри-Ланке закончилось. Оттуда мы вернулись в Негомбо, искупались и — в аэропорт. Самолет самой известной в мире малобюджетной авиакомпании «Air Asia» несет нас в Куала-Лумпур, на начало очередного этапа путешествия. Кругосветка «Мир без виз» продолжается...
Бюджет
Виза. Въезд на 30 дней — безвизовый.
Валюта. Шри-ланкийская рупия. 1 доллар США = 95 рупий.
Транспорт. Автобус Далхуси — Масиа — 34 рупии, Масиа — Хамптон — 33 рупии. Поезд Хамптон — Канди — 120 рупий. Тук-тук из Негомбо в аэропорт — 600 рупий.
Ночлег. Гостиница «Golden View» 700 рупий (двухместный номер).
Еда. Папайя 70 рупий/кг.
Достопримечательности. Вход внутрь Белого Будды — 100 рупий (плюс за хранение обуви — 10 рупий).
Читайте: |
---|